Обучение технике классических упражнений

В начальном периоде занятий на первый план выдвигается овладение спортивной техникой выполнения упражнений с гирями. Начинающие атлеты должны научиться правильно выполнять все классические упражнения с гирями различного веса, начиная с лёгких и заканчивая соревновательными.
Этот период при обучении упражнений классического двоеборья и жонглирования длится примерно 2–3 месяца.


При определенной очерёдности в обучении классическому упражнению и жонглированию необходимо руководствоваться двумя основными положениями:
а) начинать упражнение с более простого приёма, т. е. руководствоваться принципом от простого к сложному,
б) стараться чтобы последующий приём имел структурное сходство с предыдущим и усложнял его. Например, обучению рывку гири соответствует следующая последовательность выполнения специальных упражнений:
1) подъём гири из основного старта до уровня пояса;
2) подъём гири до уровня груди;
3) подъём гири до уровня головы;
4) подъём гири на грудь и опускание.
Очень важен при обучении технике выполнения упражнения в целом выбор способа выполнение этого упражнения. Необходимо учитывать два основных фактора: индивидуальные особенности спортсмена и преимущество избранного способа.
В гиревом спорте различие способов выполнения упражнений зависит от нескольких факторов и заключается в следующих моментах: в зависимости от телосложения атлета, силы отдельных групп мышц, его гибкости и т. д.; в стартовом положении для толчка от груди локти могут быть сведены перед грудью или разведены в стороны, выталкивание гирь производится (выполняется) только усилием мышц ног или, в основном, пружинящим движением груди и живота; рывок — из высокой стойки или из низкой.
Применение вспомогательных средств ускорит двигательные возможности спортсмена, облегчит образование нужного двигательного навыка. Например, для быстрого освоения полуприседа после выталкивания гирь от груди наиболее эффективным упражнением является следующее вспомогательное упражнение:
• в и.п. упереться руками в неподвижный предмет (установленная на стойках тяжёлая штанга) на уровне головы или чуть выше. Упираясь в штангу, выпрямить, руки и одновременно согнуть ноги.
Для развития чувства равновесия при удерживании гирь вверху на прямых руках применяется следующее вспомогательное упражнение:
• удерживая две облегчённые гири вверху на поднятых руках, сделать полуприсед и перемещаться вперёд, в стороны, поворачиваться в разные стороны.
Процесс обучения каждому упражнению гиревого спорта можно представить в виде трёх последовательно и тесно связанных между собой этапов. Каждый из них имеет свои методические задачи:
I этап — ознакомление с приёмом;
II этап — разучивание приёма;
III этап — совершенствование его.
Задача I этапа обучения решается применением следующих методов и приёмов:
Показ и объяснение создают у начинающего правильное представление и понятие об изучаемом приёме или упражнении. Показ чаще всего предшествует объяснению или сопровождается им. Объяснение должно быть понятным и по-возможности более полным. После показа и объяснения приёма необходимо продемонстрировать упражнение в целом и объяснить его значение. Особенно важно объяснить роль главного элемента (ведущего компонента) движения. Именно с него и начинается практическое овладение приёмом при изучении его по частям. Ему же нужно уделять максимум внимания в процессе совершенствования.
И наконец, разбираются наиболее типичные ошибки, встречающиеся при разучивании приёма, и причины, порождающие их.
Такое всестороннее объяснение позволит создать у спортсмена чёткое и ясное представление о технике изучаемого приёма.
Демонстрация наглядных пособий является дополнением к показу. Плакаты, рисунки, фотографии, кинограммы и т. д. служат вспомогательным средством обучения. Они также способствуют созданию правильного представления об изучаемом приёме.
Особо ценное средство наглядного обучения — демонстрация видеоматериалов, дающих возможность зрительно воспринимать как отдельные моменты, так и всю динамику выполнения того или иного приёма. Один и тот же приём можно несколько раз демонстрировать в нормальном темпе и с замедленной скоростью. Всё это значительно облегчает его восприятие.
II этап обучения — опробование приёма и последующее изучение его по частям. Здесь также применяются и словесные, и наглядные методы. Изучение приёма по частям начинается с разучивания ведущей его фазы (элемента), если можно его вычленить, не нарушая связи с другими движениями. В тех случаях, когда сделать это нельзя, изучают сначала предшествующее движение, а затем уже главное. Например, при подъёме гирь до груди из основного старта. Но принять основной старт без предварительного замаха гирь назад-за колени невозможно. Поэтому, прежде чем разучивать основную часть подъёма на грудь, необходимо изучить предварительный замах гирь и принятие стартового положения.
Изучению каждой части (фазы) приёма предшествует применение так называемых подводящих упражнений. По координации они сходны с изучаемым действием и одновременно наиболее просты по структуре. Многократное их повторение обеспечивает формирование нужного навыка при выполнении каждого элемента, после чего начинается формирование приёма в целом.
Даже при правильной методике в силу тех или иных обстоятельств могут появиться ошибки. Главные причины ошибок: а) неправильное представление об изучаемом действии; б) большой вес гирь; в) плохая координация движений или отрицательное влияние ранее приобретенных навыков.
Преподаватель должен знать наиболее типичные ошибки и причины, вызывающие их. В исправлении ошибок большое значение имеет активность самих занимающихся. Они должны быть приучены к самостоятельному контролю за собственными движениями и уметь их анализировать.
Изучив все части и элементы, составляющие гиревой приём, нужно постепенно соединять их в единое целое и выполнять в необходимой последовательности. Причём в дальнейшем не исключается работа над отдельными частями и фазами для исправления и совершенствования их техники выполнения.
На III этапе обучения в результате многократных повторений каждого приёма, но уже в меняющихся условиях (увеличение веса гирь, количества повторений и т. д.) приобретенный навык постепенно закрепляется, начинается автоматизация нервно-мышечных процессов. Она даёт возможность переключать внимание спортсмена с одного компонента на другой для более детальной отработки техники изучаемого приёма. Теперь максимальное внимание уделяется совершенствованию, «шлифовке», наиболее ответственных фаз и частей каждого приёма.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Все права защищены © 2017 Азбука спорта. Техника, события, секреты, история.