Ощущения

.

I

Движения говорят о том, кем мы являемся и как взаимодействуем с окружающим миром. В то же время точность послания искажается личным восприятием адресата. Подобно движению, восприятие обусловлено ожидаемой реакцией. Ощущения говорят о том, как мы видим и трактуем возможности и противодействие внешнего мира и как мы определяем свою принадлежность к этому миру.


Вообразите типичную бытовую ситуацию. В узком проходе — на лестничной клетке или на выходе из помещения — стоят и болтают два студента. Проходя мимо, вы автоматически обходите их стороной и, обменявшись с ними приветствиями, не придаёте этому событию никакого значения. Сам эпизод для вас ничтожен. И всё же, после того как вы проходите мимо, один из студентов обращается к вам со словами извинения за то, что они с приятелем загородили дорогу. В ответ вы просите их не утруждать себя извинениями, так как их присутствие действительно ничем вам не досадило.
Теперь представим ситуацию, когда вас атакуют ударом в туловище. Атака молниеносна, налицо намерение ударить жёстко, реальна опасность получить болезненный удар. Едва заметное круговое движение бёдрами избавит вас от угрозы и сведёт на нет силу атакующего удара. Итак, в сфере вашего влияния может находиться как атака, так и ничего для вас не значащее присутствие других людей.
Представьте, что вы ведёте машину по оживлённому шоссе. Рассматриваете ли вы движение транспорта как естественный поток, в который вам следует вписаться, или относитесь к другим водителям как несерьёзным и безответственным людям, которым наплевать на строго соблюдаемые вами правила дорожного движения?
Каково ваше внутреннее ощущение своего тела и взаимодействия отдельных его органов? Ваше ощущение также является обусловленной реакцией на жизненные коллизии, формирующие ваше мировоззрение. Всё происходящее накладывает на личность человека свой отпечаток, и с течением времени человек привыкает к двойственности и несовершенству внешнего мира.
Устройтесь на полу и попробуйте установить взаимосвязь между его поверхностью и своей спиной. Возникает ли у вас ощущение парения, или вы чувствуете, как ваше тело вдавливается в поверхность пола как в песок на пляже? Обратите внимание, как разные участки тела по-разному ощущают поверхность. Определите положение своих конечностей и сравните их длину и направление с длиной и ориентацией туловища. Почувствуйте симметричность или асимметричность своей формы. Затем попросите кого-нибудь из окружающих расположить ваше тело на полу в соответствии с его представлениями о симметрии. Какие ощущения у вас при этом возникают? Возможно, несмотря на внешнюю симметричность нового расположения тела, вы почувствуете некоторый дискомфорт и ощущения будут неприемлемыми.
Как часто слова, которые мы слышим, не имеют для нас никакого значения. Как часто эти слова не находят отклика, ибо они несовместимы с выбором, представлениями, намерениями или языковыми нормами слушателя.
Является ли дисгармония следствием искажённого восприятия?
Можем ли мы увидеть мир другими глазами? Да. Легко ли это? По-видимому, нет. Что требуется человеку для того, чтобы он смог принять новое и отказаться от привычных стереотипов, создающих иллюзию защищённости?

II

Представьте, что вы находитесь в додзё. Вы сидите или стоите на коленях на татами. Над головой работает вентилятор, который вы, как правило, не замечаете, так как он находится высоко. Взгляните на неясные очертания вращающихся лопастей. Именно так вы представляете себе работу включенного вентилятора. Именно так вы относитесь к внешним объектам. Но данный вентилятор не привлекает вашего внимания, так как исходящий от него воздушный поток слишком слаб, и вы его практически не ощущаете. Однако вы можете увидеть его другими глазами, если внесёте коррективы в ваше восприятие. Приглядевшись к нему более внимательно, вы заметите, что он состоит из четырёх лопастей; присмотритесь к одной из них и провожайте её взглядом. Сможете ли вы в процессе движения выделить одну из составных деталей? Способны ли вы абстрагироваться от неясных очертаний, мысленно замедлив скорость вращения и тем самым изменив своё отношение к этому вентилятору?
Восприятие — это взаимодействие. Интенсивность стремления к взаимодействию определяет качество получаемой нами информации. То, что мы получаем — информация плюс взаимодействие, — определяет нашу ответную реакцию.
При получении удара, который я не воспринимаю на свой счёт, я отвечу на него не так, как в случае направленной против меня атаки. Каким образом эта мысль смогла бы повлиять на вашу манеру ведения боя?

III

Коль скоро ощущения являются обусловленными моделями поведения, изменение способа восприятия окружающего мира, в свою очередь, меняет наш взгляд на вещи. Но зачем менять способ восприятия и, соответственно, постижения?
Представьте, что вы ведёте учебный бой с противником, действия которого непредсказуемы. Это свободный спарринг, и вы должны быть готовы к отражению любых атакующих приёмов. Обратите внимание на скорость движений нападающего и на качество своей ответной реакции. Подчиняясь инстинкту самосохранения, ваши руки поднимаются вверх, чтобы отвести боковой удар в голову. В какое-то мгновение атакующая и блокирующая руки встречаются. Этот контакт неуправляем, но является следствием защитной реакции. Безотлагательность защиты мешает вашему восприятию. Противник наносит следующий удар по туловищу. Скорость удара и ничтожная дистанция застают вас врасплох. Ваши плечи приподнимаются, и центр тяжести смещается вверх. Вам удаётся избежать удара за счёт обострённого восприятия и хорошей техники. Противник пытается нанести удар тыльной частью кулака. Его туловище развёрнуто в сторону, и это создаёт иллюзию вашей недосягаемости, так как вы не привыкли к атакам, осуществляемым из такой стойки.
Наступательный напор ослабевает, и у вас есть время, чтобы прийти в себя. На этот раз вы более внимательны и отвечаете на попытку удара в голову приёмом шихо-нагэ. От следующего удара в голову вы успешно уклоняетесь. Но новый удар достигает своей цели. Увы, не кто иной, как вы сами, вообразили, что атака закончена; в действительности ваш противник решил изменить способ нападения. Вас подвело искажённое восприятие, и вы среагировали на ложные сигналы. В начале атаки оппонент использовал ложный удар, за которым последовал приём, исполненный в другом направлении. Вы проиграли бой самому себе!
Привнесение в ситуативное восприятие собственных стереотипов и парадигм пагубно сказывается на том, в чём мы принимаем участие, и в частности на способах нашего взаимодействия с другими людьми.
Мысленно измените скорость проведения атаки, и вы увидите совершенно другую картину. Как и в случае с наблюдением за лопастью вентилятора, измените своё ощущение времени. Прокрутите каждый «кадр» атаки как при замедленном воспроизведении видеозаписи. Помните о том, что восприятие предполагает активное стремление к постижению. Информация, которую вы получите, будет зависеть от вовлечения в процесс ваших органов восприятия.
Если видение ситуации затуманено иллюзиями наших ожиданий, то можем ли мы рассчитывать на объективное восприятие взаимодействия? И что мы хотим приобрести в процессе открытого информационного взаимообмена? Наша цель — истина; истина не в абсолютном, объективном и фактическом виде, а истина как живое эмпирическое взаимодействие между получателем информации и воспринимаемым объектом; взаимодействие, которое предполагает повышенное внимание, сосредоточенность и решимость в контексте конкретной ситуации.
Как только вы ослабите внимание и перестанете получать сигналы от противника, он нанесёт вам предательский удар, как в рассмотренном выше примере. Активное присутствие предполагает разные и непредсказуемые возможности. Готовность к восприятию истины о поведении противника гармонизирует взаимоотношения, составляющие основу развития боевого искусства.
Наше восприятие впитывает в себя буквально поток альтернативных возможностей. Это напоминает сцену, на которой установлены многочисленные зеркала. То, что мы видим, представляет собой многослойный информационный пирог. Иными словами, воспринимаемая информация имеет отношение не только к тому, что находится перед нами, но и ко всем окружающим нас объектам. Мы сами выбираем объект наблюдения и объект взаимодействия. Мы сами выбираем нашу реальность.

IV

Воспоминания о прошлом повествуют о мире, в котором мы жили, и событиях, которые сопровождали нас от рождения. Эти события основаны как на фактическом опыте, так и на нашем восприятии этого опыта. В большинстве случаев всё произошедшее в прошлом обусловлено нашим субъективным восприятием. Эпизоды из прошлого опыта свидетельствуют не о том, что происходило, но о том, как мы воспринимали жизненные коллизии.
Возможно, у вас возникнут сомнения в целесообразности подобных умозрительных спекуляций. Удовлетворённость содеянным является несомненным благом. Однако сожаление об упущенных возможностях может вызвать разочарование и ввергнуть человека в пучину уныния. Сглаживая противоречия, мы утверждаем свои человеческие качества.
На протяжении многих лет я следил за тем, что привлекает новичков в искусстве айкидо. Их мотивировки и приоритеты были разными, но неофитов объединяло одно — стремление обогатить собственную жизнь чем-то существенным. Побудительным мотивом могло быть стремление обрести навыки самообороны, поддерживать физическую форму, изучить медитативные аспекты движения в потоке или получить от занятий нечто большее — то, что трудно высказать словами.
На основе опыта наблюдения за собственными движениями я пытался выяснить особенности движений новичков. Их способность к кинестезическому[1] восприятию варьируется в широком диапазоне. Стороннему наблюдателю в этом легко убедиться. Одни демонстрируют спортивную удаль, другие не могут отличить левую руку от правой. Одни полностью выкладываются на тренировках, других пугают даже незначительные физические усилия. Происходит своего рода процесс естественного отбора, во время которого одни ученики продолжают совершенствовать свои навыки, а другие больше не появляются в тренировочном зале. По поводу последних можно сказать, что этот опыт не пришёлся им по нраву. Либо они сделаны не из того теста, либо процесс обучения показался им слишком утомительным. В большинстве случаев мы не знаем истинных причин, по которым они прекратили занятия, так как знакомство с ними было непродолжительным.
Побуждения самих учеников и их взаимодействие с окружающей средой вызывают несомненный интерес, по крайней мере у меня. В этой связи возникает вопрос: заложен ли потенциал дальнейшего постижения в структуре личности человека? Способствуют ли тренировки самовыражению личности? Если это так, то в чём оно проявляется? Следует ли человек в своих устремлениях замыслу Творца? Хочет ли он выглядеть более привлекательным, сексуальным или безразличным? Если исходить из того, что такой потенциал заложен в каждом из нас, то каковы средства его идентификации и практического воплощения?
Движения являются отражением внешних факторов, определяющих качества нашей личности. Люди становятся людьми в процессе «окультуривания», на который влияют общество, родители, школа, семья, события повседневной жизни. Этот процесс формирует реакцию человека на внешние раздражители. Ответная реакция может быть преходящей или может прочно укорениться в сознании как базовый принцип самовыражения.
Если стремление к самовыражению в движении заложено в каждом из нас, то чем отличается спортсмен от нетренированного человека? Вероятно, разница их потенциалов не так уж велика. Скорее всего, различие следует искать в их способности к восприятию. В самом деле, учебные методики продиктованы современными подходами к обучению, семейными традициями и требованиями конкретной школы.
Движения не ограничиваются исполнением технических приёмов, уклонением от ударов или преднамеренными падениями. Они тесно связаны с техникой дыхания, способами структурного и функционального совершенствования, отношением к окружающей среде и тем, как мы чувствуем и познаём окружающий мир на уровне внутреннего восприятия. Движение — это результат и одновременно причина внешнего самовыражения.
Исходя из того что у каждого человека существует некий нереализованный потенциал, может быть, следует сосредоточить усилия на поиске истинного «я», вместо того чтобы акцентировать внимание на внешней форме боевого искусства? Внешняя форма айкидо, как и любого другого боевого единоборства, может стать своего рода посредником в процессе самопостижения. Она способствует становлению личности и её самореализации. Следовательно, основным предметом изучения становится человеческое «я». Если человек готов к восприятию новой информации, методы тренировки дадут возможность познать самого себя и встать на путь самосовершенствования.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Все права защищены © 2017 Азбука спорта. Техника, события, секреты, история.